ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

На пути к православию

На пути к православию15 июня пресс-секретарь Тихвинской епархии иеромонах Венедикт (Шустов) посетил с рабочим визитом Волховский район, чтобы обсудить с его руководителями и журналистами главный вопрос: взаимодействие прессы и епархии в рамках освещения торжественных духовно-просветительских мероприятий, посвящённых 900- летию Староладожской крепости и Успенского собора Староладожского девичьего монастыря, которые будут проходить в Старой Ладоге 27 и 28 августа 2016 года. 


Первым пунктом поездки стала администрация Волховского района, где отец Венедикт встретился с главой района Владимиром Новиковым и ВРИО главы районной администрации Татьяной Рязановой, затем священник посетил редакцию телевидения и муниципальной газеты.
Завершающим этапом рабочего визита была встреча с выпускающим редактором и ведущей радиопрограммы «Волхов- Контакт» и радиостанции «Волхов-Ви-Эф-Эм» Галиной Михайловой и корреспондентом газеты «Провинция. Северо-Запад» Валентиной Новиковой.
Кроме основной темы отец Венедикт и журналисты обсудили ряд других. Но о чём бы не заходил разговор, собеседники постоянно приходили к одному вопросу: почему православный, верующий человек сегодня не идёт в церковь? Отец Венедикт сам назвал ряд причин:
- Ситуация у нас сложилась следующим образом. По словам многих людей, приезжающих в Тихвинский монастырь, насельником которого я являюсь уже 16 лет и 10 из них в священном сане, сложность стать православным, воцерковленным человеком в следующем: было 70 лет атеистической жизни, тогда в Бога не верили, постов не соблюдали, и вот когда теперь: кто из коммунистического прошлого, кто из молодёжной среды, стали делать первые шаги в христианстве, нам сразу стали предлагать соблюсти четыре поста, выстаивать на ногах по три часа Всенощного Бдения. Перед причащением необходимо прочитать огромное «правило» - состоящее из канонов и молитвословий, а чтобы это сделать, ещё ко всему нужно выучить церковно-славянский язык или хотя бы понимать текст, напечатанный в русскоязычной транскрипции. Накануне или в день Божественной Литургии необходимо вспомнить все свои грехи и в них покаяться перед священником.
Когда человек, делающий первые шаги навстречу к Церкви, придя в храм, узнаёт о целом своде этих правил, он, скорее всего, разворачивается и уходит. В чём здесь проблема? Как удержать человека в церковной ограде? Безусловно, прежде всего, необходимо особо внимательное отношение к таким людям со стороны духовенства и прихожан. В церкви существует понятие церковной икономии, дословный перевод этого термина с греческого языка - «церковное домостроительство», это принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения и практической пользы. Несомненно, что в отношении новых прихожан использование этого принципа священником - залог постепенного и органичного входа человека в жизнь Православной Церкви.
Ещё один момент - исповедь. Иногда приходится слышать от людей, побывавших в других православных странах, в частности в Греции, что там, к примеру, верующие могут исповедоваться лишь несколько раз в год своему духовнику. В католической церкви - тоже, по мере необходимости, определяемой самим верующим. У нас традиционно, желающий причастится Святых Христовых Тайн, должен исповедоваться накануне или в сам день причастия. В дореволюционной России у многих верующих был духовник, один. Этот духовник помогал человеку справляться со своими страстями и решал, как часто необходимо исповедовать и причащать своё чадо.
К сожалению, сейчас, чаще всего, у людей нет потребности или навыка ходить к одному священнику. То есть практика духовничества не складывается, возможно, из-за избалованности людей а, может быть, и некоторой пристрастности отдельных представителей духовенства. Сейчас тут исповедуешься, завтра там, а потом когда количество храмов в ареале проживания закончится, круг начнётся заново.
В итоге получается, что священники встречают знакомые лица, но после большого перерыва, и они просто не могут допустить их к причастию без исповеди, так как христианин, подходя к Святым Дарам, должен быть в ладах со своей совестью, не должен находиться в смертном грехе. Именно поэтому, по традиции, священник сначала исповедует желающего причаститься Святых Христовых Тайн.
Интересно, если мы обратимся к людям, простым прохожим на улице, то выяснится, что большинство из них считают себя верующими христианами, но лишь немногие ходят в церковь. Надо понимать, что человек без церкви, без благодати не может причислять себя к Православию. Это подмена понятий.
Может быть и другая причина. Само по себе понимание таинств - неправильное. Таинство - это снисхождение благодати Святого Духа, который дарует отпущение грехов, как в исповеди, так и в крещении, и в причастии. Ведь за каждой Божественной Литургией мы причащаемся во оставлении грехов и для жизни вечной. Но осознают ли сегодняшние прихожане, что благодать приходит в ответ на молитву, что нужно самому приложить усилие?
Галина Михайлова отметила, что многие молодые люди, приходящие в церковь, не всегда осознают, почему надо ставить свечку, к какой иконе подойти, как помолится, как вести себя в храме. Не зная таких азов, человек чувствует себя чужим в церкви, во время службы он просто повторяет за всеми без пропуска в душу, не понимая, что делает и зачем.
- Тут надо говорить о необходимости как можно более широкого преподавания основ православной культуры в школах, где и закладываются эти азы: как перекреститься, где поклониться, к какому месту подойти, что такое всенощная, молебен, литургия? Это своего рода культура. Даже если человек, познавший её, и не станет глубоко верующим человеком, то интеллигентным и культурным человеком - станет несомненно.
Три столпа, на которых стоит православие - это вера, надежда и любовь. Что из них главнее? Многие святые отцы говорят, что Любовь. Любовь покрывает всё, она пробуждает надежду и веру. И если мы с ранних лет будем рассказывать нашим детям о любви к Богу, к людям, к жизни, если мы будем объяснять суть и опытным путём доказывать значимость постов и молитв, будем говорить о важности внимания к ближним, то они поймут, что православию нужна не только верность традициям, но также чистота помыслов и души. Что важнее: грызть сухари в пост или навестить болящего, утешить скорбящего, накормить голодного? Как мне кажется, всё должно быть в меру. В мере - всё равновесие.
В ходе дружеского общения были определены форматы дальнейшего взаимодействия Тихвинской епархии с радиостанцией и районной газетой. В планах - актуальные интервью, прямые эфиры, социальные опросы и многое другое, что поможет людям лучше понять традиции православной культуры.