ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Путешествие в Нижний

Путешествие в НижнийУвидеть Нижний Новгород - давняя мечта, которая время от времени подогревалась прочитанными книгами и историческими фильмами. И вот, в очередной раз перечитав "Государи Московские" Дмитрия Балашова, отправляемся в путешествие. 


Начинается оно, как и положено, с "нулевой версты" - с Московского вокзала Петербурга. За окном вагона - леса, луга, перелески, между которыми текут-виляют своенравные реки и речушки. У фирменного поезда "Волга" всего три остановки в пути, поэтому станции пролетаем на полном ходу, и лишь успеваешь прочитать название. А между ними, как маленькие бусинки в большом ожерелье - деревни и деревушки, деревянные вековые избы и новые терема с разноцветьем сайдинга и металлочерепицы, дачные поселки и снова - леса и луга. Велика Россия…

"На реце Тосной"
Первая "пролетная" станция - Тосно. Обычный районный город всего в 55 километрах от Северной столицы с населением чуть больше 32 тысяч человек. Если бы удалось заглянуть в местный краеведческий музей, нам бы рассказали, что "Тосна Матуево на реце на Тосной" с проживающими в ней двумя хозяинами Бориско и Мартынко Матюковыми упоминается в "Переписной окладной книге Водской пятины" еще под 1500 годом. С 1617 и по 1700 год по Столбовскому мирному договору поселение находилось на территории Швеции. В 1714 году по указу Петра I в деревню переселены крестьяне из центральных областей России, были основаны Тосненский Ям и Ямская слобода. Естественно, православные люди не могли жить без храма Божия, и в 1717 году здесь завершили строительство церкви Казанской иконы Божьей Матери. Строительство железной дороги Санкт-Петербург - Москва изменило судьбу села: в1892 году станцию Тосно преобразовали в железнодорожный узел.
С 29 августа 1941 по 26 января 1944 года город был оккупирован фашистами. В ходе военных действий часть Тосно была уничтожена, население района осенью 1943 года эвакуировано немцами в Прибалтику.
После войны город восстанавливали заново. Сегодня этим нерядовым райцентром интересуются и иностранные инвесторы. А еще Тосно интересен тем, что здесь находится несколько памятников: "Неизвестному солдату", "Жертвам радиационных катастроф", "Участникам боевых действий в Афганистане, Чечне и других военных конфликтах", Мусе Джалилю, а также мемориальных досок (каменная летопись)…

Здесь чудь начудит…
Чудово - 15-тысячный город с таким таинственным названием расположен на реке Керести. Не каждый скажет, что Кересть - приток Волхова. Но зато любой легко проведет параллель между названием города и названием финно-угорской народности чудь, населявшей эти места в домонгольский период. Кстати, до 1944 года Чудово входило в состав Ленинградской области.
Первое упоминание о деревне Чудово на Керести и деревне Чудовская Лука обнаружено в писцовой книге Водской пятины 1539 года. В середине XIX века рядом c Чудовом прошла первая очередь Николаевской железной дороги Санкт-Петербург - Москва (станция называлась Керестьская). В честь открытия дороги по ней до Чудова следовал императорский поезд, после чего Николай I отправился в бывшую усадьбу графа Аракчеева в селе Грузино по специально построенной к его приезду дороге, соединившей станцию и Грузинское шоссе (сейчас это - Октябрьская улица). А село Грузино, как известно из преданий, было одним из пунктов остановки апостола Андрея Первозванного, который приходил на Русь просвещать язычников еще в первые века нашей эры…
С 20 августа 1941 и до 29 января 1944 года город был оккупирован фашистами. Освобождён войсками 54-й армии Волховского фронта в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции. Соединениям, отличившимся в боях за освобождение города, присвоено даже наименование "Чудовских".
Если кто-то озаботится сакраментальным вопросом: "Кому на Руси жить хорошо?", то вам сюда: именно в Чудове расположен дом-музей Н.А. Некрасова - бывший охотничий домик поэта, восстановленный после Великой Отечественной войны. Прогулка по городу и окрестностям даст не только ответ, но и прибавит сил и здоровья…

Вишера на Вишерке
Первой постройкой Малой Вишеры принято считать казённую избу для приказчика, десятника и других распорядителей строительства участка Николаевской железной дороги, выстроенную в 1843 году артелью крепостных крестьян на берегу реки Малая Вишера, или попросту Вишерка.
Чем интересен город? Фамилиями известных людей, которые в разное время бывали здесь замечены. Например, дважды в сезон Малую Вишеру посещал охочий до охоты император Александр II. А в 1870 году во время охоты Его величества под Малой Вишерой обер-егермейстер граф Фрезен случайно убил егермейстера В. Я. Скарятина. Скандал замяли, но благодарные потомки помнят об этом случае. В 1874 году Малую Вишеру посетил император Австро-Венгрии Франц Иосиф, и вместе с Александром II они охотились вблизи города на медведя. В 1879 году состоялся первый в России телефонный разговор по проводам на линии Петербург - Малая Вишера.
В 1917 году через станцию проследовал царский поезд с императором Николаем II, направлявшийся в Царское село. Поскольку Любань и Тосно оказались заняты войсками, восставшими в результате Февральской революции, было решено ехать в Царское село в обход, но в пути маршрут изменили еще раз, и поезд отправился во Псков, где 2 марта (15 марта) император Николай II отрёкся от престола. В 1918 году на станции Малая Вишера поезд с В.И. Лениным столкнулся с враждебно настроенными анархистскими матросами, самовольно бежавшими с фронта. "Анархистский поезд" был разоружён с помощью латышских стрелков.
Во время Великой Отечественной войны город был 24 октября 1941 года оккупирован войсками 16-й армии вермахта в ходе Тихвинской операции. Однако менее чем через месяц в результате контрнаступления 20 ноября 1941 года он был освобождён войсками 111-й и 259-й стрелковых дивизий 52-й отдельной армии. В феврале 1942 года штаб Волховского фронта в городе Малая Вишера в качестве представителя Ставки Верховного главнокомандования посещал К.Е. Ворошилов. Сегодня это провинциальный город с населением около 12 тысяч жителей.

Автор: О.Панова